Пoслe нoвoгoдниx прaздникoв стрeмитeльнo oбвaлилaсь нaциoнaльнaя вaлютa, чтo oчeнь быстрo привeдeт к рoсту цeн нa тoпливo нa 1-1,5 гривeн. Пeрспeктивa нeудoбнo, oсoбeннo из-зa пaдeния дoxoдoв нaсeлeния. И eсли цeны нa «дизeльнoe тoпливo» пoстoяннo рaстeт, a кaчeствo в пoслeдниe нeскoлькo лeт былo дoвoльнo стaбильнo. Этo oбуслaвливaлoсь пoстaвки «тяжeлoгo» тoпливa в oгрoмнoй мaссe, из-зa рубeжa, нo тeпeрь дaжe и гoсудaрствeнный Шeбeлинский НПЗ пeрeшeл нa прoизвoдствo тoпливa стaндaртa Eврo-5. Кaжeтся, чтo ничтo нe прeдвeщaeт бeды, но треть уже утвержденный экспертов Института потребительских экспертиз топлива оказалось, не кондиционным.
Тест-контроль
В данный момент, специалисты решили сосредоточить внимание не только на крупных игроков, но и уделять внимание и в средних, и в маленьких сетях. Образцы отобрали в 8 сетях: БРСМ-Нафта (ДТ Евро), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), Shell (ДТ Евро) и SunOil (ДТ Евро). Пик испытаний стало участие в исследовании незаконных АЗС, так называемые «бочки», которые массово появляются в последнее время. Цены там, как правило, на 3-4% ниже, чем у сетей, а вот то, что там наливают, никто не знает. В лаборатории все образцы прошли проверку на набор параметров: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность.
И, конечно, основная «зимняя» показатели – предельная температура фильтрации (замораживание) и массовая часть воды. Скажем сразу: все респонденты были «зимние» образцами, но полностью тест прошли не все.
Цетановый индекс
Первая вещь, которую эксперты оценивают цетановый индекс респондентов. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в стандарт, крупнейший словарь показали образцы БРСМ-Нафта (ДТ Евро) – 52,6 единиц, и КЛО (ДТ Евро) – 51,7 единицы. На этом дизтопливе будет легче выполнять в зимний период и меньше расход топлива.
Вспышка
Другой существенный показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадают ли в «дизельное топливо» иностранные компоненты. Нарушений у участников не было выявлено.
Сера
Продукты сгорания серы больно бьют не только по экологии, но и на двигатель. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации серы в топливе менее 10 мг/кг, «пробег» нейтрализаторов несколько сотен тысяч километров – реальность. На этот раз результаты в этом параметре были превосходны. За исключением одного образца, все образцы соответствуют уровню Евро-5! Чемпионом стал образец БРСМ-Нафта (ДТ Евро) (в общей сложности 3 мг/кг!). А вот на нелегальной АЗС серы в «дизеле» оказалось, по нынешним меркам очень много – 339 мг/кг.
Вода
Воды в дизельном топливе быть не должно – это регулирует стандарт, это знают все дизелисты. Холодные кристаллы льда, достичь трубопроводы и фильтр – и до свидания, движение! Но это, кажется, не знают, в сетях ANP и AMIC, в конце концов, это в образцах этих ЗАПРАВОК (и незаконный «ствол») были обнаружены следы воды. Как он туда попал, остается только догадываться (остальные параметры в порядке). Прежде всего, можно предположить, сдает в логистику и хранение.
Мороз
Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – абсолютно все приобретенные образцы являются «зимним» топливом. При сильном похолодании не замерзнет дизель БРСМ-Нафта, которая будет выдерживать до минус 26 по Цельсию, хорошо продержатся КЛО (- 23), LUXWEN (- 23), ТНК (- 20). В случае более экстремальных морозов КЛО и Shell предлагают внесен сорта (Ventus и V-power), которые являются арктическими, но они значительно дороже.
Итого
В целом, качество дизельного топлива на уровне, если не считать следы воды в некоторых образцах (хотя мало вероятно, что это системный процесс, прежде чем недостатки отдельных АЗС). Довольны и результаты сети БРСМ-Нафта, которая сейчас переживает не лучшие времена, борьбы с рейдерскими атаками, но в этом случае качество пока не пострадало. Что касается нелегальных АВТОЗАПРАВОЧНЫХ станций, раз там лучше забыть, потому что претензий в случае возникновения проблем, что просто нет никого.
Дмитрий Гордиенко
Исследования по ДСТУ 7688:2015 топливо дизельное марки ДТ-Л-Евро5
Цетановый индекс
(стандарт – не менее 46 жаль.)
Плотность при t 15 °C, кг/м3 (стандарт 820-845)
Температура вспышки в закрытом тигле, С
(стандарт – не ниже 55,)
Содержание серы, мгкг (стандарт – не более 10 мг/кг)
БРСМ-Нафта (ДП Евро)
52,6
835,9
55
3
Shell (ДП Евро)
50,9
833,7
72
4
Незаконно АЗС
49,8
818,9
44
339
LUXWEN (ДП Евро)
50,8
836,3
60
4
ТНК (ДП Евро)
48,6
832,5
63
10
AMIC (ДП Евро)
52,3
831,7
67
9
ANP (DP Energy)
50,2
835,8
55
8
КЛО (ДП Евро)
51,7
837,4
62
8
SUN OIL (ДП Евро)
49,9
832,9
57
10
Исследования по ДСТУ 7688:2015 топливо дизельное марки ДТ-Л-Евро5
Массовая часть воды, % (стандарт – не более 0,02 %)
Предельная температура фильтруемости, не выше°C
(стандарт – для марки Л ( — 5°C ), марки Ч ( — 20°C ), для марки Арктика ( — 30°С ))
БРСМ-Нафта (ДП Евро)
Не обнаружен
– 26
Shell (ДП Евро)
Не обнаружен
– 18
Незаконно АЗС
Раскрыта
– 14
LUXWEN (ДП Евро)
Не обнаружен
– 23
ТНК (ДП Евро)
Не обнаружен
– 20
AMIC (ДП Евро)
Раскрыта
– 18
ANP (DP Energy)
Раскрыта
– 27
КЛО (ДП Евро)
Не обнаружен
– 23
SUN OIL (ДП Евро)
Не обнаружен
– 15