Удар с тормозами. В Украину хлынул импорт авто

С кaждым мeсяцeм укрaинцы пoкупaют всe бoльшe aвтoмoбилeй.

Журнaл Кoррeспoндeнт рeшил рaзoбрaться, чтo былo причинoй рoстa, кoтoрыe нeумoлимo фиксируeт стaтистикa, и тo, чтo oжидaeт, чтo aвтoмoбильный рынoк в этoм гoду.

Пo дaнным Aссoциaции aвтoпрoизвoдитeлeй Укрaины (Укрaвтoпрoм), в этoм гoду зaфиксирoвaн знaчитeльный рoст и прoизвoдствa, и импoртa aвтoмoбилeй. Вмeстe с тeм, в чaстнoсти, выглядит динaмикa импoртa aвтoмoбилeй с прoбeгoм. В пeрвoм квaртaлe этoгo гoдa пo срaвнeнию с aнaлoгичным пeриoдoм прoшлoгo гoдa фиксируeтся пoчти в чeтырe рaзa рoст импoртa бывшиx в упoтрeблeнии aвтo, и в чaстнoсти, в мaртe – в 4,5 рaзa. Дoля импoртируeмыx пoдeржaнныx aвтo нa пeрвичнoм рынкe внутриукрaинскoм рынкe в мaртe былo 35%, в тo врeмя кaк гoд нaзaд этoт сeгмeнт зaнимaл всeгo 15% oт oбщeгo oбъeмa прoдaж.

Из тридцaтки сaмыx популярных брендов в первый месяц весны снижение зарегистрировано только в россии, ВАЗ, украинский ЗАЗ и французский Citroen. Однако, по сравнению с февралем, в марте этого года, увеличившись на все, кроме Mitsubishi. Независимо от того, как ты видишь, а динамика выглядит позитивно.

Второй рукой

Острые статистики скачки не всегда демонстрирует уникальный процесс – рост происходит на фоне провала в прошлом году, говорят эксперты.

«В январе, феврале, марте прошлого года завозится очень мало машин с пробегом в Украине, потому что был введен экологический стандарт Евро-5, — говорит генеральный директор Ассоциации импортеров автомобилей и дилеров Олег Назаренко. — И, конечно, все были импортированы в ноябре и декабря (2015). Если рассматривать 2015 год, там больше импорта, а в 2016 году – было падение».

Директор департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников, также отмечает: «В этом году возрастной диапазон автомобили, соответствующие Евро-5 выросла, и, следовательно, снизилась средняя цена относительно прошлого года предложения. Отсюда и непрерывный рост импорта таких машин».

Но не только создание очередного экостандарта отразилось на рынке подержанных автомобилей. В августе прошлого года Верховная Рада снизила акцизы ставки на импорт бывших в употреблении авто. И, по мнению многих экспертов, это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на рост импорта таких машин.

Генеральный директор информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий добавляет также, что в преддверии лета на рынке всегда включен.

Совокупность этих факторов и дает очень красивую картину в цифрах. Тем не менее, это не отменяет тот факт, что импорт автомобилей с пробегом из-за рубежа растет, динамика, по мнению экспертов, будет сохраняться.

Свежий лак

Экологический стандарт Евро-5 в странах ЕС был введен гораздо раньше Украины, автомобильных и уже давно поставляет машины данного класса, в том числе своих украинских дилеров. Но импорт новых автомобилей, в Украине также растет, и довольно впечатляющим, хотя и не такие цифры шокирующие, как на импорт автомобилей second-hand.

Основная причина подогревающей продажа новых автомобилей, это отложенный спрос. «Люди, которые используются, чтобы менять свои автомобили на новые, отложить покупку до тех пор, пока в стране была напряженной ситуации.– примечания Назаренко, — И, между тем, флот нуждается в обновлении. И теперь, этот колоссальный отложенный спрос, постепенно, я понял».

Также, на машину, пострадавших и экономическому росту и относительной политической стабилизации. Кроме того, даже в трудные времена в Украине всегда была развита теневая экономика, где многие и делали основные деньги на покупку машины.

«У нас есть гиганский слой теневой экономики. Когда нам рассказывают, как люди живут в бедности, и что минимальная заработная плата не дает возможность собирать на машину – интересно, — сказал Назаренко. — Перейти к любой веб-сайт, где собирает объявлений о предоставлении и заказ услуги и введите, что вам нужно для выполнения работы по дому и напишите сумму 500 гривен в день. Вы думаете, что много желающих будет реагировать? Поверьте — немного. Есть зарплаты в конвертах, гигантские деньги в стране. Естественно, эти деньги будут реализованы. Люди будут покупать машины».

Призрак украинского производителя

Среди отраслей, в которых автомобильный рынок, в случае, если статистика регистрирует рост, пришел и на внутреннем рынке автомобильной промышленности. В старину, когда внутреннего лоббирования автомобилей продавливали всякие барьеры для импортеров, о нем говорили с ненавистью. Несколько лет назад, когда автозаводы украины остановили производство и остановился конвейер, о них даже говорили с жалостью. Теперь, обсуждая «данные по росту», многие не могут удержаться от улыбки.

«Давайте называть вещи своими именами – нет никакого производства, — говорит Омельницкий. — То, что нам пытаются «продать» под видом производства не является. У нас в стране работает только автосборочное предприятие «Еврокар», который собирает автомобилей Skodaв Закарпатской области. Это только начальный этап производства – сборка СКД-комплектов. Все остальные компании, входящие в группу автомобилей остановились и стоят очень долго».

Производственные мощности автомобильной промышленности украины сегодня загружены не более чем на два процента, отмечает Овсянников.

«До сих пор простаивают конвейеры Заза и Богдана, то есть заводы, способные производить автомобили для завершения производственного цикла. Впечатляющие, на первый взгляд, скачки относительных показателей объясняются очень низкой базой сравнения», — сказал аналитик.

В этом свете радует, однако, что в этой низкой базе сравнения, не наблюдается отрицательной динамики.

 

Летучие голландцы

Волна поднимает все лодки. Но в нашей жизни порт с приливом вышли и корабль-призрак. На дорогах страны становятся все более заметными машин с иностранными номерами. Если еще пять лет назад были привычным зрелищем в приграничных регионах, в настоящее время встречаются не только одного, а целую вереницу легковушек с номерами стран Ес, может быть в любой город Украины.

Если раньше, приезжающие на отдых в Карпатах, жители в Киеве тихо позавидовать местным жителям, катающимся на машинах с венгерскими или румынскими номерами (и, возможно, «запасных частей» румынские и венгерские паспорта), сейчас это может позволить себе любой житель страны. Как недавно пошутил на Facebook мой коллега Денис Ялухин, «Символом сегодняшнего дня стала машина на литовских номерах, заправляющаяся контрабанды топлива незаконной заправки в промзоне».

Реформа органов внутренних дел, в частности, привело к тому, что сейчас фактически отсутствует контроль за нерастаможенными машинами, которые колесят по дорогам страны. Если раньше такой автомобиль, если он работает под управлением украинского гражданина, изымался, а гражданин может быть оштрафован, теперь собирается на них можно относительно спокойно.

Учитывая тот факт, что право собственности в Украине не являются предметом поклонения, а силы слабые ограничения, все больше граждан со спокойной душой «приобрести» за несколько тысяч евро, автомобиль, права на который принадлежат иностранной компании или гражданином другого государства.

Количество нерастаможенных автомобилей, используемых внутри страны, оценить не берется никто. Но отрицать, что было много, это невозможно. «Старые» участники рынка крайне негативно отзываются о клиентов и агентов этих машин, и надеется, что государственные органы, чтобы добраться до них.

Может просто эксперты выдают желаемое за действительное, но, без сомнения, они правы в том, что ситуация ненормальна для функционирования государства.

В то же время, есть и политики, которые потребовали, чтобы заработать очки на владельцев нерастаможенных машин. Депутат Владимир Парасюк и группа 94 его коллеги пытались вытащить через парламент закон, легализующий эти машины. Но проект был отклонен на заседании Комитета по налоговой и таможенной политике. Одним из главных аргументов было нарушение равенства граждан. Некоторые заплатили все налоги, а другим дается возможность «срезать углы».

Однако, вряд ли это была последняя попытка легализовать «литовских» машин. В частности, если на горизонте вновь замаячат выборы.

Будет лучше

Все опрошенные Корреспондентом разразился бум на рынке автомобилей в Украине в этом году. Укравтопром прогнозирует рост продаж новых автомобилей до 85 тысяч штук, Ассоциация автоимпортеров и дилеров смотрит на перспективы автопервички более сдержан и обещает цифру в 65 тысяч. Генеральный директор «Автоконсалтинга» Омельницкий уверен, что они будут расти во всех сегментах: и мы, и юридические рук, непосредственно с контрабандой.

К драйверам роста глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тарас Коваленко добавляет еще и активно поддерживается самими производителями. Они охотно снижают цены на украинском рынке и помочь в кредитовании, что выходит за рамки схемы, банковских. И это касается не только новых автомобилей.

Развитие импорта автомобилей с пробегом будет иметь положительное влияние и долгожданный «безвиз», если его введение не будет прекращено на завершающей стадии.

Вопрос для рынка подержанных авто, близкий, с 1 января 2018 года введение в Украине экологического стандарта Евро-6. Это может вызвать волну импорта в последние месяцы текущего года, но и подорвать импорт подержанных автомобилей в следующем году.

В Верховной Раде уже зарегистрирован ряд законопроектов, которые предполагают отсрочки введения Евро-6 в Украине. И шансы для этого есть.

«Введение Евро-6 заменить кислород наша псевдопроизводителям. – сказал Коваленко. – И, учитывая все наши компоненты профессиональной – это невозможно. Я почти уверен, что коммерческие интересы не позволят внедрение Евро-6 в ближайшее время. Более того, обсуждается вопрос о введении облегчения ввоза в виде стандарта»Евро-4″.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.